МБДОУ №47,пос.Пятигорский,персональный сайт воспитателя Батаевой Ольги Александровны
Консультация «Воспитание нравственных качеств у дошкольника через семью»«Воспитание нравственных качеств у дошкольника через семью» Дошкольный возраст – самый благодатный период для детей, в это время, закладываются духовные ценности, нравственные нормы и стереотипы. Формирование правильных духовно-нравственных основ личности составляет одну из ведущих задач современного общества. Главным условием, обеспечивающим воспитание и формирование нравственной личности, является семья. Семья - это основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени жизни проводит человек. Осознание и реализация необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ - одно из условий полноценного развития человека. Семья способствует формированию человеческого достоинства, обеспечивает человека к первичным основам духовности и жизнелюбия, основанной на любви. Именно здесь формируемая личность получает подлинную защищённость истинных духовно-нравственных ценностях. В полной семье, где по жизни идут рука об руку, мать является хранительницей семейного очага, материнства и женственности, отец - защитником и опорой, дети окружены заботой. Взаимоотношения между родителями играют основополагающую в формировании личностных качеств ребёнка. Семья может выступать в качестве, как позитивного, так и негативного фактора. Положительное воздействие на личность ребёнка заключается в том, что никто, кроме близких людей не относится к ребёнку лучше, не любит и столько не заботится о нем, и никакой другой социальный институт не может потенциально нанести вреда духовно-нравственному воспитанию детей. Многие родители не осознают полноценного значения того, что именно в детстве происходит становление социальных норм, моральных требований и : образцов основанных на подражании детей родителям. Здесь на помощь дошкольников приходят педагоги дошкольных образовательных учреждений. Перед педагогами ДОУ встаёт необходимо довести до сознания родителей, что в семье формируются, сохраняются и передаются нравственные ценности и обычаи, созданные многочисленными предками. Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и взаимодействия семьи и ДОУ. Опираясь на эмоциональную отзывчивость дошкольников, их впечатлительность, воображения, стремлению к подражательности, педагоги воспитывают у детей качества: заботливость, внимательность, доброжелательность. На основе этого я дружба, товарищество, чувство коллективизма, что в свою очередь приводит к воспитанию вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к совершению добра и неприятие зла. Логичное продолжение работы в семьях воспитанников по данному направлению наблюдается в дошкольных образовательных учреждениях. Познавательная активность детей дошкольного возраста не прекращается в течение всего периода нахождения ребёнка в детском саду, и строиться как во время организованной, так во время и самостоятельной деятельности детей. Особенности детей дошкольного возраста таковы, что непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от возрастной категории дошкольников, планируется от 10 минут у детей младшего дошкольного возраста до 30 минут у детей старшего дошкольного возраста. В течение этого временного отрезка, ребенок включён в организованную образовательную деятельность, когда педагог в доступной игровой форме доносит до детей предполагаемую образовательную и воспитательную информацию. Дошкольники без принуждения и с большим удовольствием заучивают наизусть тексты песен и стихотворений, выполняют различные творческие задания, обыгрывают проблемные ситуации во время проведения сюжетно - ролевых и театрализованных игр. Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность: 1. образовательную деятельность (ОД), 2. беседы, 3. тренинги, 4. обыгрывание и придумывание различных игровых ситуаций, 5. тематические встречи, 6. трудовые поручения, 7. чтение художественной литературы, 8. самостоятельную детскую деятельность: 9. игры по интересам, 10. самостоятельную продуктивную, познавательную, трудовую, музыкальную деятельность. В настоящее время наблюдается тенденция к продолжению воссоздания правого общества с высокой культурой отношений между людьми, которые определяются высоконравственной социальной справедливостью, совестью когда от нас с Вами - взрослых зависит духовное и нравственное становление личности ребенка. К большому сожалению, мы не можем отрицать того факта, что в настоящее время, наблюдается тенденция ослабленного внимания со стороны родителей в выборе игровых сюжетов и подражания различным персонажам зарубежной анимации.Находясь рядом с родителями, дети зачастую предоставлены сами себе. Малышам позволяется не только самостоятельно выходить на прогулку, но и, находясь рядом со стоящей мамой, изображать персонажей различных мультипликационных «страшилок», зачастую носящих низконравственное и низкоморальное содержание. Нет смысла перечислять все беды, которые порождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты традиций, морали, совести, преобладания негативных качеств ни одно государство не останется в выигрыше, не станет крепким и процветающим. В поиске духовного возрождения России особенно актуально воспитание духовных, образованных и высоконравственных граждан, обеспечивающих духовно- нравственный компонент в содержании образования. Все направления современного дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое , физическое напрямую перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников. В семье, как социальном институте детства, необходимо развивать духовные традиции. Это способствует формированию позитивных представлений о семейных традициях и ценностях. На родителей возлагается обязанность быть любящими, терпеливыми и снисходительными к детским шалостям. Семейное воспитание - это последовательная и систематическая деятельность всех членов семьи и общества по формированию духовно-нравственных ценностей при подготовке детей к самостоятельной взрослой жизни, воспитанию полноценных и адекватных сограждан современного общества. Дошкольное образовательное учреждение в настоящее время призвано решить задачу исторического масштаба, выполнить просветительскую миссию, от которой зависит будущее нашей страны. А путь этот лежит через образовательное пространство – плодородное «поле», которое гармонично объединяет различные области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный добрый мир. И главные «игроки» на этом «поле» - дети, их родители, педагоги, которые вместе играют и развиваются, делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества – деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь самоизменения, саморазвития и самообразования – успешной самореализации в настоящем и будущем. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной, семейных традиций помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения и семейных традиций возможно только при взаимодействии детского сада и семьи. 16 января 2025 в 18:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.